воскресенье, 21 июля 2013 г.

Сати: правда и вымысел. Часть 2.

Живая свеча.



В 1989 году английский журналист Джон Фрестер решил побывать в Индии,чтобы самолично наблюдать обряд сати. И это ему удалось, о чем, кстати, Фрестер жалеет до сих пор.

«Мое представление о том, что по всей Индии пылают костры с несчастными женщинами: подходи и смотри, оказалось сильно преувеличенным, - пишет журналист - Правительство категорически запретило сати, а потому обряд не афишируется. И вот в деревушке под городом Бенаресом я этот обряд все-таки застал.

Жертвой оказалась красивая, цветущая женщина лет двадцати восьми. Наступил момент, когда вдова остановилась, приняла из рук жреца чашу у выпила из нее какую-то жидкость. Как я позже выяснил, это был наркотический напиток, настоянный на высушенных пестиках шафрана. Настойка должна притупить боль при сожжении.




И вдруг вдова закричала и попыталась вырваться из плотно окружавших ее людей. Но сделать этого ей не позволили. Пожилая женщина, по-видимому мать, схватила дочку за волосы, двое молодых людей заломили ей руки за спину Группа озверевших родственников подтащила вдову к месту сожжения. Та сделала последнюю отчаянную попытку освободиться. Но к женщине подскочил жрец и ударил ее по голове палкой.

Невозможно было поверить, что это не съемки фильма ужасов, а реальность. Хотелось броситься на помощь бедной жертве, но я понимал, что фанатичная толпа меня просто забьет. Мне было известно: если уж женщина дала согласие на сати, то спасти ее невозможно.

Я видел, как бесчувственное тело опутывают цепями. И вот вспыхнул огонь. Удар по голове был, видимо, недостаточно сильным,ибо жертва вскоре пришла в себя, и раздался крик, полный нечеловеческой боли и заглушивший даже громкий бой барабанов. Но вот огонь полностью охватил женскую фигурку. Вскоре вдова превратилась в живую свечу.




Всю жизнь меня будет теперь преследовать последний, переполненный болью крик, доносящийся из этого огненного столба. Оборвался он, правда,очень быстро. Мне и так казалось, что я вот-вот потеряю сознание, а тут еще, невзирая на ароматизированные вещества, воздух наполнился омерзительным запахом горелого мяса...

Позже я узнал, что кости сгоревшей четы были перемолоты в порошок, добавлены в рис и съедены жрецами. Делается это во искупление грехов покойных».

Презренные вдовы.



Еще английские колонизаторы пытались запретить сати. К концу XVIII века, сати было запрещено на территориях, находящихся под властью европейских держав. Португальцы запретили сати в Гоа примерно в 1515 году, хотя это место не самого большого его распространения. Голландцы и французы также запретили его в Хугли-Чучуре и Пондишери. Британцы, правившие на большей части субконтинента, и датчане, имевшие небольшую территорию Шрирампур, запретили его в XIX веке.



Попытки запретить или ограничить практикование сати делались отдельными британскими офицерами в XVIII веке. Первый формальный закон о запрете был издан британцами в 1798 году лишь в городе Калькутта. В окрестных районах практикование сати продолжалось. К концу XVIII века кампанию против сати развернула евангелическая церковь в Британии и её последователи в Индии.
http://knowledge.allbest.ru/religion/3c0a65625b3ac78b5c43a89521206d37_0.html

Нынешние индийские власти тоже категорически выступают против этого обряда. Те, кто присутствовал на нем и не пытался удержать вдову от самосожжения, подлежат судебному преследованию.




Так почему же сати не удается искоренить?

Во-первых ,благодаря настойчивому стремлению индийских фундаменталистов сделать сати обязательным для всей страны. Местное духовенство настаивает на том, что отказ от этого обряда - преступление против индуизма.

Но основная причина - невыносимое положение вдов в некоторых районах страны, особенно в сельской местности.




Если женщина, пережившая мужа, посмеет съесть что-нибудь, кроме мучной похлебки, то ее обязательно накажут. Считается, что встреча со вдовой на улице - к несчастью, поэтому она не  смеет выходить из дома. Спать ей приходится на полу Несколько лет назад в деревне под Малегаоном (Центральная Индия) мать, обнаружив, что ее дочь-вдова посмела нарушить обычай и перелегла ночью с пола на кровать, выгнала ее из дома. Той некуда было деться, и наутро ее нашли в саду повесившейся. В 2006 году в другой деревне две молодые женщины, увидев, что их 25-летняя овдовевшая сестра посмотрелась в зеркало, что категорически запрещено,забили ее ногами до смерти. Вдова не имеет права общаться с мужчинами, даже с собственными сыновьями. Попытка заговорить с кем-нибудь на равных заканчивается обычно побоями, которые никому и в голову не придет осудить, и это еще далеко не полный перечень ограничений для потерявшей мужа женщины. Поэтому зная о той печальной судьбе, которая их ожидает, многие вдовы, вместо того чтобы мучиться всю жизнь, предпочитают смерть на костре.




Спасение возможно, однако...

Если в других странах вдовам сочувствуют, то в некоторых районах Индии их презирают и даже ненавидят. Считается, что если у женщины умер муж, это наказание за её грехи.

К счастью, в стране появилось множество общественных движений, ратующих за отмену сати и облегчение жизни вдов. Индийское правительство обещает, что в течение десяти лет полностью искоренит этот позорный обряд.

Люди, заключенные в тюрьму за то, что не остановили обряд сати, как правило, пользуются огромной симпатией тюремной администрации и заключенных. Они находятся в привилегированном положении.



Вдова не имеет права выходить замуж, правда, ее может взять в жены брат умершего мужа. В этом случае, по обычаю, никто не имеет права принуждать женщину к самосожжению. В 2001 году вдова, жившая в одной из деревушек Центральной Индии, избежала таким образом мучительной смерти. Она прожила со своим новым мужем три года, после чего тот умер. На этот раз миновать костра «негоднице» не удалось.

«Преступницы».


Из-за отмены сати английскими властями в стране произошли сотни восстаний. Благодаря им с обеих сторон погибло около сорока тысяч человек.

Вдовы,идущие на самосожжение, по индийским законам, тоже должны нести ответственность. Но, по понятным причинам, никто из них перед судом не предстает. Лишь в 1907 году вмешательство полиции в окрестностях города Малегаон на реке Гирна помешало гибели тридцатилетней вдовы. Она попала в больницу с тяжелейшими ожогами. После выздоровления «преступница» предстала перед судом и была приговорена к уплате штрафа в 40 тысяч рупий.





Современная история.
В современной Индии после серии скандалов, связанных с рядом случаев сати, были приняты жёсткие меры, ставящие вне закона всех наблюдающих за ритуалом. Закон теперь не делает различий между пассивными наблюдателями и подстрекателями — все они признаются одинаково виновными. Другие меры включают усилия по уничтожению ореола святости и самопожертвования женщин. К восхвалению самопожертвования относят сооружение соответствующих надгробий, организацию паломничества к местам погребальных костров и получение любых сопутствующих доходов.



http://vk.com/wall-37235800_31099


Комментариев нет:

Отправить комментарий